ПОГОДА

Яндекс.Погода

Федор Волков

Печать

Волков Федор Григорьевич

(1729 - 1763)

"отец русского театра"


f_volkov Родился Ф. Г. Волков 9 февраля 1728 (по другим источникам – 1729) года в Костроме. Он был старшим сыном костромского купца Григория Ивановича Волкова. После смерти отца семья переехала в Ярославль, где его мать вторично вышла замуж за ярославского купца Полушкина.
Волков получил разностороннее образование. Первоначально обучался у ссыльного немецкого пастора. В возрасте 12 лет Федор Волков уезжает учиться в Москву. Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты».
После смерти отчима (1747) возвращается в Ярославль, где организовав труппу начал давать представления в каменном амбаре. В первом спектакле была дана драма «Эсфиль» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа».

В январе 1752 труппа Федора Волкова, указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Санкт-Петербург, где они дали несколько спектаклей при дворе. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». После чего четырёх лучших актёров оставили в столице, в т.ч. Федора и его брата Григория. Их двоих причислили к придворному театру, а затем в 1754 определили в Сухопутный шляхетный кадетский корпус для пополнения образования.
30 августа 1756 Императрица Елизавета Петровна издала приказ об учреждении "русского для представления трагедии и комедии театра". В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, "Российский театр" был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа труппы Волкова: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.
Волков Ф.Г. помогал в руководстве театром, а в 1761, после отставки Сумарокова А.П., заменил его.

В 1759 г. Волков вместе с актером Шумским был командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Волков занялся приведением театра Локателли в порядок, выписал для этого театра несколько актеров из Петербурга.1000Волкову приписывается видная роль в том перевороте, который возвел на престол Екатерину II. Легенда рассказывает, что он в критическую минуту прочитал манифест, который не был написан — просто держа перед собой чистый лист. Рассказывается далее, что Екатерина, воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но Волков от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада.

В начале 1763 Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада Торжествующая Минерва, организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как "торжествующей Минервы" (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел). Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Вместо мифологических фигур он вводит образы и приемы, заимствованные из народных представлений, игр и песен. В грандиозном зрелище участвовали все театральные силы Москвы, как любительские, так и профессиональные, труппы "охочих комедиантов", артисты иностранных театров. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова.
Принимая активное участие в руководстве колоссальным действием, контролируя различные участки маскарада, продолжавшегося три дня на сильном морозе, Волков заболел и скончался 4 апреля 1763.

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

Федор Волков был не только «Великий актер». Он написал около 15 пьес, не сохранившихся до нашего времени: «Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленнице»; был автором песен:

Ты проходишь мимо кельи, дорогая,
Мимо кельи, где бедняк-чернец горюет,
Где пострижен добрый молодец насильно,
Ты скажи мне, красна девица, всю правду:
Или люди-то совсем уже ослепли,
Для чего меня все старцем называют?
Ты сними с меня, драгая, камилавку,
Ты сними с меня, мой свет, и черну рясу,
Положи ко мне на груди белу руку
И пощупай, как трепещет мое сердце,
Обливаяся всё кровью с тяжким вздохом;
Ты отри с лица румяна горьки слезы,
Разгляди ж теперь ты ясными очами,
Разглядев, скажи, похож ли я на старца?
Как чернец, перед тобой я воздыхаю,
Обливаяся весь горькими слезами,
Не грехам моим прощенья умоляю,
Да чтоб ты меня любила, мое сердце!
yaИзвестно, что, обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Славу Фёдору Григорьевичу принесли, главным образом, три роли драматических произведений Сумарокова: Оскальд в трагедии «Семира», Американец в балете со сценами «Прибежище добродетели», Марс в прологе «Новые лавры». Все эти произведения, написанные в разных жанрах, на самом деле были объединены героико-патриотическим характером главных ролей и гражданственной тематикой, несомненно, близкой Волкову с его государственным складом ума и качествами, необходимыми актеру-трибуну, просветителю, показывающему зрителю образцы нравственности. Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений о его обширном репертуаре не имеется.
 

Поиск

Поделись!

Реклама

Баннер